Кордовая тренировочная модель планера - таскалка

Прежде чем начинать строить кордовую модель с механическим двигателем, необходимо изготовить кордовую модель планера и научиться на ней управлять в полете.


Вид сбоку

Модель очень проста в изготовлении, не требует каких либо дорогостоящих материалов. После определенной тренировки, на модели можно выполнять петли Нестерова, полет на спине и обратные петли.


Вид сверху. После сборки модели нос загружается так, чтобы центр тяжести был на передней кромке крыла.

Кроме всего перечисленного во время тренировок тренируется вестибулярный аппарат авиамоделиста, и в результате у последнего меньше кружится голова.


Изготовление модели


Модель изготавливается целиком из осины или какого-либо другого легкого дерева. Для крыла берется сухая доска длинной 900-1000 мм и шириной 120 мм. Толщина крыла 6 мм. Поэтому доску нужно выбирать потоньше. Если есть возможность, то отпилить на циркулярной пиле пластину толщиной 10 мм. Крыло должно иметь плоско-выпуклый профиль. Толщина в месте крепления к фюзеляжу - 6 мм, на концах - 4 мм.


Крыло полностью обрабатывается рубанком и тщательно зачищается наждачной бумагой, наклеенной на тонкую дощечку. На внутреннем (левом) крыле укрепляется колечко для корд из стальной проволоки диаметром 1 мм. Колечко должно быть укреплено ближе к передней кромке.


Профиль крыла

Стабилизатор и руль высоты изготавливаются из сосновых пластин 320 x 35 x 3 мм. Пластины делаются к концам тоньше (2 мм), обрабатываются по форме и по профилю и тщательно зачищаются наждачной бумагой.


Профили стабилизатора и руля высоты

К рулю высоты сверху приклепывается кабанчик заклепками из алюминиевой проволоки толщиной 2.5 мм. Фюзеляж изготавливается из соснового бруска 530 x 18 x 8 мм. Сначала разметить места крепления крыла и стабилизатора. Фюзеляж от задней кромки крыла сужается до 10 x 10 мм на конце. Затем делается снизу вырез по профилю крыла. Фюзеляж должен иметь в носовой части круглое сечение, над крылом полукруглое, а в хвостовой части треугольное сечение с площадкой сверху для крепления стабилизатора.


Качалка и кабанчик

Качалка и кабанчик с пластинкой делаются из дюралюминия толщиной 1 мм. Сначала размечаются и сверлятся отверстия, потом обрабатываются по форме. Отверстия для тяги руля высоты должны точно соответствовать толщине тяги (лучше всего для тяги взять велосипедную спицу. Отверстие в центре качалки должно по диаметру точно совпадать с толщиной шурупа, а отверстия в кабанчике и пластинке для заклепок должны быть равными толщине заклепок. Все это необходимо для того, чтобы в системе управления не было люфтов. Управлять моделью в полете с люфтами очень трудно, а с большими не возможно.


Сборка модели


Сборка модели начинается с прикрепления стабилизатора к фюзеляжу. Для этого намазать место соединения клеем и двумя мелкими гвоздиками прибить стабилизатор. Нитками крепко привязать стабилизатор к фюзеляжу (так, чтобы не было креста ни сверху, ни снизу), и промазать клеем. Руль высоты приклеивается к стабилизатору сзади при помощи восьми кусочков тонкой и прочной ткани (шелк, капрон) или пришивается прочными нитками в четырех местах (в центре и на концах).


Кусочки ткани приклеиваются попарно (один сверху, другой снизу) в местах, указанных на стабилизаторе. При помощи прищепок к стабилизатору присоединяется руль высоты. Кусочки ткани приклеиваются к рулю высоты. Которые были приклеены к стабилизатору сверху, к рулю высоты приклеиваются снизу, а нижние приклеиваются сверху. После высыхания клея прищепки снимаются.


Крепление руля высоты к стабилизатору с помощью ткани

Руль высоты можно пришить нитками. Для этого нужно шилом проколоть в нужных местах отверстия и иголкой с ниткой пришить руль к стабилизатору восьмерками.


Крепление руля высоты к стабилизатору с помощью нитки

Качалка прикрепляется шурупом к фюзеляжу сверху на 40 мм назад от передней кромки крыла. Под качалку подложить шайбу толщиной не менее 2 мм, чтобы качалка при отклонениях не задевала за фюзеляж. Поставить тягу руля высоты так, чтобы при нейтральном положении качалки руль высоты стоял в нейтральном положении. Тяга из велосипедной спицы. Руль высоты должен отклоняться вверх и вниз по 35o. Если руль отклоняется меньше, переставить тягу на нижнее отверстие кабанчика. Изогнуть тягу так, чтобы качалка не задевала за нее.


Крыло привязывается к фюзеляжу резиновой лентой (можно нарезать из велосипедной камеры). Жестко крыло крепить не рекомендуется, так как при ударах оно ломается.


Крыло привязывается к фюзеляжу резиновой лентой

Корды длиной 5 м два штуки. Привязываются одними концами за качалку, продеваются оба в колечко на левом крыле, другими концами привязываются к шнурку на ручке управления. Передвигая шнурок, можно регулировать длину корд, чтобы были одинаковые по длине. Корды - рыболовная леска 0.8 - 1 мм. Для того, чтобы при посадках не стирались об землю резина и нитки можно на модели поставить одностоечное шасси и сзади костыль из проволоки.


Запускать модель нужно вдвоем. Пилот «на ручке», а помощник запускает модель. Пилот должен все время раскручивать модель («таскать») полностью вытянутой рукой. Управлять моделью нужно плавно двойными движениями (дал - убрал). Освоив управление моделью в горизонтальном полете, можно переходить к петлям Нестерова. Для выполнения петли модель раскрутить «до свиста» (раскрутить можно только при нейтральном положении руля высоты). Руль высоты отклонить плавно вверх одновременно всей рукой «тащить» модель (рука все время впереди модели). Самым сложным элементом является перевернутый, так как рули работают в обратную сторону (ручку переворачивать нельзя). Осваивается длительной тренировкой.